Монтировка

При выборе типа монтировки для самодельного телескопа, нужно опираться на свою станочную базу. При отсутствии таковой, единственный доступный для изготовления тип монтировки это добсон, названый по фамилии его создателя..

Перед началом изготовления советую посмотреть сайт посвещенный строительству добсонов. Там имеется море конструкций, но я нашел свой прототип дизайна монтировки у нас в Москве. На одной из страниц астрофорума мне понравилась конструкция монтировки, построеной человеком под ником Iskandar. Приглянулась она мне ажурностью и красотой конструкции. Ну, я покопался в ДСП на балконе и достал электролобзик. Что получилось видно на рисунках.

Детали добсона

dobson001.jpg 

При проектировании монтировки, выбрал диаметры полуосей (300мм.), внешний размер поворотной части в плане (300х300мм.). Диаметр основания получился (340мм.) из того условия, чтобы короб не выступал за пределы окружности. Высоту нижней точки подвеса полуосей (350мм.) выбрал немного большее, чем необходимо для моей трубы, из условия видимости горизонта, когда телескоп расположен на своем месте. Высота передней стенки тоже (350мм.). Заднюю стенку сделал ниже, чем возможно для моей трубы (100мм.), на случай если захочется поставить на эту монтировку телескоп побольше. Но так как она имеет боковые кромки до высоты (270мм.), жесткость конструкции это особо не уменьшило. После выпиливания окон, вес деталей монтировки уменьшился более чем в двое.

Подшипники

dobson002.jpg 

Так как сразу было задумано моторизировать добсон, я решил подвеску осей произвести на шарикоподшипниках. В запасах нашлись семь подшипников наружным диаметром (10мм.) и внутренним (3мм.). Из обрезков многострадальных компьютерных дисков согнул обоймы для подшипников. Внутреннюю обойму затянул винтом М3 с двумя шайбами, предотвращающими заклинивание наружной обоймы.

Подставка добсона

dobson003.jpg 

На подставке добсона установлены три подшипника по которым катается поворотная часть. В центре запресована ось, отрезанная от ротора электродвигателя с привода автомобильного стеклоочистителя. В местах установки подшипников, установлены три ножки из обрезков, оставшихся от выпиливания боковых стенок. На заднем плане рисунка лежит такой же обрезок, из которых изготовлены ножки.

Поворотная часть

dobson004.jpg 

Поворотная часть монтировки склеена клеем ПВА. На внешнее кольцо основания на эпоксидном клее приклеен диск из оцинкованой стали, по которому прокатываются шарикоподшипники. По периметру этот диск имеет выступы квадратной формы, загнутые на торец основания и прибитые гвоздиками.

Подшипник азимута

dobson005.jpg 

В центре основания установлен плавающий подшипник скольжения, отрезаный от двигателя привода стеклоочистителя. Для его установки пришлось в основании поворотника сделать выборку, так как подшипники выступают над основанием всего на (3мм.).

Подшипник высоты

dobson006.jpg 

Подвес полуосей высоты осуществлён на четырёх подшипниках, по два на каждую сторону. Расположены они под углом 90 градусов к друг другу. Рабочая поверхность полуосей оклеена полосой из оцинкованой стали на эпоксидке. Дополнительно на боковую наружную стенку загнуты и прибиты гвоздиками квадратные выступы через каждые 30 градусов. Угловая длинна рабочей поверхности полуосей около 240 градусов. От бокового смещения полуоси зафиксированы пластинами оргстекла, прикручеными с внутреней стороны поворотного узла.

Монтировка в сборе вид сбоку

dobson007.jpg 

Ну вот почти всё и собрано осталось только покрасить и установить трубу. На этом рисунке монтировка стоит на рабочем месте телескопа и как раз видно почему она сделана чуть повыше. Единственное о чем я ещё не рассказал - это о подвесе трубы. На следующем рисунке его видно получше.

Монтировка в сборе вид спереди

dobson008.jpg 

Узел подвеса трубы выполнен из двух разьемных половинок. На нижней крепятся полуоси. Нижняя поверхность боковых стенок выполнена радиусом на 10мм. менее чем наружный радиус полуосей и с заднего края поднимается чуть выше верхней боковой стенки. К боковым стенкам приклеены передняя и задняя опора трубы. Снизу между передней и задней опорами приклеено усиливающая стойка шириной (50мм.) Конструкция верхней части подвеса трубы отличается от нижней только более простой формой боковых стенок. Между собой части стянуты четырьмя болтами М6, посредством дюралевых мебельных угольников.

Hosted by uCoz